Алексеева Е.В. учитель географии
МАОУ СОШ №19 г. Екатеринбург
Роль краеведческого материала на уроках географии в формировании всесторонне развитой личности.
Краеведение на всех этапах развития образования играло важную роль в развитии личности школьника. На примере краеведческого материала обучающиеся имеют возможность практически наблюдать процессы, закономерности и явления, знакомиться с географическими объектами, все что окружает школьника в повседневной жизни способствует развитию понятийной сферы, развивает познавательные интересы к изучению предмета география, играет большую роль в воспитании патриотизма и любви к «малой Родине», в социализации и профориентации. Использование краеведческого материала в урочной и внеурочной деятельности позволяет решать задачи развития личности школьника и в условиях реализации ФГОС.
Планирование курса изучения географии Свердловской области.
Планирование раздела «География своего региона» возможно в разных вариантах: минимальное количество часов, отведенных на него – 20, но может быть увеличено за счет часов вариативной части базисного учебного плана. Возможные варианты изучения географии Свердловской области в курсе «География России». Первый вариант – Природа края, 8 класс (10 часов) – после темы «Урал» или в конце учебного года. Население, хозяйство области, 9 класс (10 – 12 часов) – после темы «Уральский экономический район» или в конце учебного года. Второй вариант – Комплексное изучение географии Свердловской области (природа, население, хозяйство), 9 класс (20 – 22часа) – после темы «Уральский экономический район» или в конце учебного года. Знакомство с особенностями своей местности в «Начальном курсе физической географии» 5-6 классе – позволяет, на примере местных объектов, процессов и явлений, формировать определение понятий, развивать картографические умения и навыки, выполнять практические работы с использованием краеведческого материала. В 7 классе краеведческий материал может быть использован при изучении материка Евразия, на территории которого расположена Свердловская область. Курс географии своего края является составной частью курса «География России» 8-9 класс.
Тематическое планирование География своего региона
класс | Тема | Содержание темы | Кол-во часов | Кол-во практических, контрольных работы. |
8 класс | География своей местности. | 1. Географическое положение и история освоения края. 2. Особенности геологического строения и рельеф. 3. Климатические особенности своего региона проживания. 4. Реки и озера, каналы и водохранилища. 5. Почвенно – растительный покров 6. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. 7. Природные ресурсы. 8. Экологические проблемы и пути их решения. 9. Практическая работа: описание основных компонентов природы своей местности. 10. Практическая работа: создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях своей местности на основе различных источников информации. | 10 | 2 ПР |
9 класс | Хозяйство своей местности. | 1.Особенности ЭГП 2.Природно-ресурсный потенциал, 3. Особенности населения своего региона. 4. Характеристика хозяйства своего региона. 5.Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация региона. 6- 8 География важнейших отраслей хозяйства своей местности (география промышленности, АПК, развитие третичного сектора экономики) 9-10. Практические работы Создание презентационных материалов о рекреационных рескрсах своей местности на основе различных источников информации. Составление картосхем, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи Свердловской области с другими регионами России.. | 10 | 2 ПР |
Полную версию статьи “Краеведение Свердловской области” можно скачать ниже
Почвы, растительный и животный мир
Большая часть области находится в зоне тайги. Под хвойными лесами сформировались подзолистые почвы, под хвойными лесами с примесью лиственных пород – дерново-подзолистые, под осиново-берёзовыми и смешанными широколиственно-хвойными лесами – серые лесные почвы. Широко распространены болотные почвы. В зоне лесостепи – чернозёмы. В местах близкого расположения к поверхности грунтовых вод возникли лугово-чернозёмные почвы, Под лесами в Уральских горах почвы горно-лесные, обычно оподзоленные, в подгольцовом поясе – горно-луговые.
Леса занимают 82,5% территории. Среди хвойных лесов наиболее распространены сосновые встречаются ель и пихта. Из лиственных пород преобладают береза, осина, на юго-западе липа, ильм, клён остролистный, дуб. Большое разнообразие кустарников рябина, жимолость, шиповник, черемуха и др.; ягоды черника, земляника и др.
В горах наблюдается высотная поясность. Пояс горной тайги на западных склонах Уральских гор представлен темнохвойными породами, на восточных –светлохвойными. Выше (до 800–900 м) расположен пояс редколесий. Животный мир представлен: млекопитающие – белка, колонок, куница, заяц-беляк, лисица, лось, косуля, кабан, бурундук, бобр европейский; птицы – глухарь, тетерев, рябчик, совы, орлан белохвост, дятел, кулик, береговая ласточка, утка; пресмыкающиеся – гадюка, уж, живородящая ящерица; земноводные – тритон обыкновенный, лягушки; рыбы – зеркальный карп, окунь, плотва, щука, карась и др.